Социальный статус - позиция в социальной структуре

Социальный статус - позиция в социальной структуре

Социальный статус ( социальный статус человека или другого существа в обществе ) — это позиция в социальной структуре. Статус также может иметь группа — этническая группа, семья, стая животных и т.д. Статус определяет права и обязанности индивида по отношению к другим индивидам, а также формирует ожидания, которые окружение может иметь от обладателя статуса в определенных ситуациях. Отношения между разными социальными статусами определяют социальные роли .

Более высокий социальный статус считается редким явлением и присваивается лишь небольшому количеству людей.

В современном обществе на социальный статус в основном влияют уровень образования, доход, собственность, социальная оценка профессии, доля власти и принятия решений и другие факторы.

Также возможно столкнуться с ситуацией, когда статус определяется, например, физической силой, знаниями, навыками речи или участием во влиятельных кругах. Также могут быть разные критерии оценки статуса внутри компании. В художественных кругах обычно невозможно построить статус на тех же предпосылках, что и в банде несовершеннолетних, и профессиональный солдат, которого высоко ценят его коллеги, может столкнуться с проблемами, если случайно попадет в число интеллектуалов.

Социальный статус по Ядвиге Шанделовой
Ядвига Шандерова объясняет свой социальный статус на примере ресторана. Он утверждает, что социальная структура ресторана формируется не отношениями между конкретным официантом (мистером Блю) и зелеными (гостями ресторана), а отношениями между официантом и гостями. Социальная система ресторана складывается не из конкретных людей, а из их позиций, так называемых социальных статусов. В используемом примере это статусы гостя и официанта. Каждый статус определяется конкретными правами, обязанностями и ожидаемым поведением. Эти права, обязанности и ожидаемое поведение, связанные с определенным статусом, называются ролями. Роль, связанная с данным статусом, определяет отношения, ее права и обязанности с другими статусами системы.

Отношения между отдельными состояниями данной системы взаимны. В примере, используемом Шандеровой, например, указано, что статус гостя дает право получить стакан воды, наполненный до отмеченной линии, а статус официанта, таким образом, обязан гарантировать, что гость не получит полупустой стакан. Напротив, гость обязан оплатить стоимость услуг, и это дает официанту право вернуть эту сумму. Например, ожидается, что гости будут соблюдать правила приличия, а официант не войдет в разговор с гостем без подсказки. Ожидаемое поведение находится под неформальным контролем.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...